Новости
Новостная лента периодически прореживается, неактуальные и несущественные новости удаляюся.
В новой версии Альбома форматов исправлена проблема графы Итого в форме ЕФС-1. Теперь должна выйти версия программы контроля ПО ПД, включающая это исправление.
АРМ Подготовки расчетов для СФР теперь при добавлении нового листка нетрудоспособности позволяет выбрать Тип листка: выданный в ЛНР/ДНР. Потом в секции Дополнительные данные указать Проживание на территории по 20-ФЗ, после чего можно 730 дней исправить на 93.
В доработанной версии программы Spu_orb решена проблема элемента РазмерФЧ. Доработка сделана культурно - Spu_orb умеет загружать и старые, и новые варианты XML-файлов.
Чтобы ЕФС-1 мог проходить контроль, требуется доработка программы Spu_orb и исправление ошибки в Альбоме форматов. Время до крайнего срока сдачи отчета еще есть, но если изменений не будет, то задействуем иные способы отправки отчета на околоземную орбиту. С Днем космонавтики.
Техническая информация о проблеме ЕФС-1. На сайте СФР находится Альбом форматов. В списке изменений к версии АФ 2.73.3д от 22.03.2023 упомянуты, среди прочих, следующие два пункта, которые и породили текущую проблему:
- Добавлена проверка ВС.ЕФС-СЗПГос.1.21
- Исключена возможность в рамках одной записи указывать несколько РазмерФЧ
Добавлена проверка ВС.ЕФС-СЗПГос.1.21. Эта проверка находится в файле П_ЕФС-СЗПГос.xquery. Она (сомнительным образом) контролирует, действительно ли элемент Итого равен сумме выплат. Но она содержит ошибку, из-за которой проверку проходят только те выплаты, которые в сумме дают целое число без копеек. Чтобы исправить ошибку, нужно в этом файле заменить строку
-
not(sum($node/Квалификация/СведОЗаработПлате/Сумма) = xs:decimal($node/Квалификация/Итого))
-
not(xs:float(sum($node/Квалификация/СведОЗаработПлате/Сумма)) = xs:float($node/Квалификация/Итого))
Исключена возможность в рамках одной записи указывать несколько РазмерФЧ. Это изменение внесено в файл ЕФС-1_2022-09-22.xsd. Это нововведение требует доработать программу Spu_orb, которая, руководствуясь предыдущим вариантом схемы, как раз добавляет элемент РазмерФЧ столько раз, сколько типов выплаты упоминается в элементе Квалификация, привязывая РазмерФЧ к типу выплаты.
Таким образом требуется либо откатить назад оба изменения в альбоме, либо исправить ошибку в файле П_ЕФС-СЗПГос.xquery и доработать программу Spu_orb. Контактов обратной связи разработчиков альбома, программы Spu_orb или программы ПО ПД обнаружить не удалось, чтобы сообщить им о проблеме. Их нет ни в самих программах, ни на сайтах загрузки. Это удивительно.
СФР внес изменения в XSD-схему формы ЕФС-1, в результате чего XML-файл, формируемый программой Spu_orb, перестал проходить контроль. Причиной стала графа "Размер фиксированной части", которая до изменений могла повторяться в XML-файле столько раз, сколько разных оплат есть у работника, а в новом варианте она должна упоминаться только один раз. Пока убрать эту ошибку можно только удалением из XML-файла лишних строк тэга "РазмерФЧ". Но это не решает проблему, так как дальше возникает ошибка форматно-логического контроля, которая также порождена изменениями, но уже в XQUERY-файле, и касается проверки элемента "Итого", в которой тоже что-то напутали. И похоже, что именно для реализации этого дурацкого контроля и была испорчена XSD-схема. Ждем исправления ошибок.
Раздел Новости был добавлен в сентябре 2019 года в связи с началом перехода ДНР из украинской управленческой системы на российскую (банк, казначейство, первый Приказ Минфина ДНР насчет российского учета в бюджетных учреждениях). Эти годы показали, что публикации были интересней мне, чем пользователям, о чем говорят статистика просмотров и отзывы бухгалтеров при личных встречах - не читали. И нередко добавляют, что некогда им по сайтам лазить, работать надо. Поэтому, для начала, басню подсократим и назовем Информация, а там посмотрим.
Чтобы перейти в программе БУРАН на бухучет сновым планом счетов и новыми схемами проводок, требуется прекратить старый учет, а новый начать почти с ноля, загрузив лишь материальные остатки из старой программы. В программе ЗАРЯ пока избегаем такого катаклизма, удается двигаться методом постепенной трансформации. Из программы убираются устаревшие команды, добавляются новые, меняются алгоритмы расчетов, делается множество различных изменений и при этом учет не прерывается. Конечно, не все идет гладко, новые расчеты требут доводки временем, на это требуются месяцы, в течении которых исправляются недочеты и наращивается функционал. Нынешний цикл бурной трансформации завершится примерно через год после сдачи годового отчета 6-НДФЛ и удаления из программы идентификационных кодов украинского образца вместе с исчезновением ЦРБ, куда перечисляем зарплату по этим кодам.
В этот переходный период многократно возросла нагрузка на бухгалтеров по заработной плате. Подавляющее их большинство относится с пониманием и интенсивным трудом преодолевает проблемы. И даже когда к неизбежным объективным трудностям прибавляется еще куча работы по пересчету зарплаты за предыдущие месяцы, так как начальство решило задним числом поменять оклады и всю систему оплаты, то бухгалтер, сцепив зубы, пытается хоть как-то решить эту задачу. Нормально ее решить нельзя, остается надеяться, что бухгалтер за героический труд не будет сильно наказан, а его только пожурят.
Иногда обращаются с вопросом, можно ли в ЗАРЮ "подтянуть данные" из другой программы, которая уже используется в учреждении. Мало кто понимает, что стоимость такой работы выше стоимости самой программы. А раз не понимают, то и нет смысла обсуждать этот вопрос. За последние годы я в трех крупных учреждениях загружал в ЗАРЮ данные из старой программы (список работников с их данными, зарплата прошлых периодов), чтобы можно было сразу считать отпускные и больничные и чтобы переход на новую программу произошел быстро за один межрасчетный период - прошлый месяц считался на старой программе, а следующий уже полностью на новой. Причем эту работу делал без дополнительной оплаты, но в надежде на то, что учреждение станет постоянным клиентом и будет оплачивать сопровождение. Сейчас такие работы не делаю, но в следующей версии ЗАРИ появится фишка для новых пользователей - можно будет указывать годовой доход прошлых лет для расчета больничных. Ну, а с отпускными такой номер не пройдет - первый год приходится считать вручную.
Обращаю внимание на команду в меню Расчеты - Иморт данных - Личные карточки (вариант 1), которая позволяет загрузить список работников из таблицы Excel. Но обычно получается проще и надежнее набрать личные карточки вручную, копируя ФИО и всякие коды через буфер обмена.
Иногородние обижаются, что я с ними не работаю, ведь сейчас все можно делать удаленно. Можно. Но почему не работаю? Потому, что они не могут оплатить работу. А почему не могут оплатить? Потому, что они не физические лица, а бюджетные учреждения. Чтобы бюджетное учреждение оплатило, нужно пройти сложную процедуру от закладывания расходов в смету до оплаты по акту. На этом пути подписание договора между мной и учреждением лишь очередной этап, на котором подпись и печать учреждения ничего не стоят. Поэтому разовые консультации учреждение оплатить не может в принципе. Оно не может элементарно оплатить покупку или заправку принтерного картриджа не потому, что бюджет настолько нищий, а потому, что система оплаты слишком громоздкая. Поэтому платят наличкой. Накладные расходы (в широком смысле) на организацию оплаты небольшой услуги будут гораздо выше стоимости самой услуги. Поэтому на практике возможна лишь такая форма, как сопровождение - долгосрочный договор, который оплачивается равномерно по месяцам, а уж сколько придется работать в каждом месяце заранее неизвестно. С учреждением невозможно договориться, так как не оно принимает решение. И проблема не только в законодательной сфере, так как для одного учреждения забраковали контракт из-за не указанного кода ОКПО, а другое учреждение (и меня вместе с ним) заставили написать допсоглашение, которое исключает код ОКПО из реквизитов. Более того, законодатель постарался максимально уменьшить эту проблему, написав в Постановлении Правительства РФ от 31.12.2022 № 2559, что "контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом". Но, раз чиновник существует, то он сам регулирует форму. Он работает. Нам все это, конечно, дело привычное, так как с бюджетниками работаю более 20 лет, люди те же, и эти же проблемы всегда возникали при обновлении законодательства. Так что надеемся, что рассосется. Хотя, уже конец марта, а январские договоры, которые постоянно переделываем, не могут зарегистрировать даже макеевские постоянные (это которым более 10 лет) пользователи, плюс занимаемся бумажным оформлением еще прошлогодних задолженностей бюджета - акты сверки, дополнительные соглашения. Что уж говорить об иногородних.
Говорят, что кто-то раздает мой номер телефона. Просьба ему передать, что раздавать можно только адрес сайта - iailenko.ru.
По телефону звонят только те, кто стоит на сопровождении, остальные могут обращаться по e-mail - vladimir@iailenko.ru.
Услуги по установке, настройке, сопровождению предоставляются только по Макеевке. Работа с иногородними по удаленке невозможна, так как невозможно удаленное оформление документов. Иногородние могут попробовать освоить программу самостоятельно, тем более, что загрузка, установка и освоение различных программ становится для бухгалтера делом привычным. Поэтому те, кто чувствует в себе силы разобраться с программой, имеют возможность:
- Скачать программу и с ней ознакомиться.
- Заполнить регистрационную форму и бесплатно получить ключ, который будет работать до конца года.
- Если программа подойдет и приживется, то ближе к концу года можно ее оплатить (цены указаны под регистрационной формой) и получить бессрочный ключ.
При вводе больничного в лицевой счет работника указываем в графе Дни фактические до трех дней к оплате, а в графе Дни месяца указываем весь диапазон дней больничного. Если больничный за счет соцстраха переходит на следующий месяц, то добавляем отдельную строчку для этого месяца, в которой Дни фактические не указываем, а только вводим Дни месяца. При этом Сумма получится нулевая, но сохранится информация о днях болезни для расчета, например, отпускных.
Иногда бухгалтер по заработной плате заводит на одного работника два отдельных лицевых счета. Бухгалтер, наверное, получает от этого какую-то пользу, раз так поступает, но здесь отметим отрицательные моменты такого подхода.
- Погрешность в расчете обязательных удержаний. В простейшем случае, когда ставка удержания простая и твердая (13% налога, 1% профвзносов), а результат округляется до копейки, то погрешность может получиться либо нулевая, либо составит 1 копейку в большую или меньшую сторону. Если налог округляем не до копейки, а до рубля, то и погрешность может составить 1 рубль. Например, если в каждом лицевом счете зарплата составляет 10003 рубля, то налог будет по 1300 рублей, то есть 2600 рублей налога всего. А если зарплата 10003+10003=20006 будет в одном лицевом счете, то налог получится на 1 рубль больше - 2601.
- Ставка подоходного налога (13-15%) зависит от суммы заработка от начала года. Но пока что эта тема не актуальна, так как по 500 тыс. в месяц зарабатывать "могут не только лишь все".
- Ставка страховых взносов (30-15.1%) тоже зависит от заработка, а если заработок разбит на два лицевых счета, то расчеты могут получаться иные. Да и вообще, может закрастся подозрение - а не является ведение двух лицевых счетов способом уклонения от налогов.
- И применение стандартных налоговых вычетов зависит от заработка, а два лицевых счета - это два отдельных заработка. Таким образом нормальный расчет налога при двух лицевых счетах не получается.
- По этим же причинам (в том числе и из-за вычетов) формируются отдельные справки типа 2-НДФЛ или 6-НДФЛ по каждому лицевому счету, а для ФНС нужна одна.
- Больничный лист один, расчет оплаты нетрудоспособности должен включать весь доход работника, поэтому больничный придется проводить только в одном из лицевых счетов и досчитывать его вручную. Хотя информацию о днях болезни нужно каким-то образом ввести и во второй лицевой счет для правильного расчета отпускных.
В программе ЗАРЯ местами предусмотрены некоторые финты, которые облегчают ведение по несколько лицевых счетов на работника. Например, при формировании списка в банк или при расчете персонификаций программа пытается их автоматически суммировать, а при печати некоторых справок программа предлагает выбор - просуммировать или нет. То есть, некоторые проблемы удается обойти. Но в целом от такой практики следует избавляться, к чему принуждают, в частности, правила расчета НДФЛ и страховых взносов.
- Доработана кнопка Аванс, теперь расчет зарплаты за первую половину месяца не требует дополнительных манипуляций.
- Доработана форма ЕФС-1.
- Добавлен расчет среднего для больничных с 30 сентября 2022 года.
- Добавлен Просмотр XML-файла для анализа ошибок.
- добавлена Справка о доходах и суммах налога физического лица, КНД 1175018 (бывшая 2-НДФЛ).
Новый Федеральный закон от 17.02.2023 г. № 20-ФЗ предписывает рассчитывать средний дневной заработок путем деления суммы зарплаты с 30 сентября по 31 декабря 2022 года на 93 дня. В программе ЗАРЯ пока следует задавать расчетный период октябрь-декабрь, а один день сентября добавлять вручную. В следующей версии планируется добавить отдельный режим расчета, учитывающий 30 сентября.
Кроме нового способа расчета среднего заработка, обращаем внимание и на другие особенности, например:
- Больничные считаются не по рабочим, а по календарным дням, часы указывать не нужно.
- Пособие положено за все календарные дни больничного листа, включая выходные и праздники.
- В расчет среднего следует включать все выплаты, с которых платили взносы на социальное страхование.
- Страховые взносы на больничные не начисляются.
- При внутреннем совместительстве рассчитывается один больничный, а заработок по совместительству включается в общую сумму заработка при расчете среднедневного.
Официальный порядок заполнения единой формы ЕФС-1, более 200 страниц.
Если руководитель учреждения сменился или его ФИО и ИНН не прописаны в ЕГРЮЛ, то следует эту информацию внести на сайте ФНС с использованием данной инструкции.
Примерный порядок действий:
- В программе ЗАРЯ выполняется расчет и формирование XML-файла в меню Расчеты - Персонификация ФНС.
- В программе Налогоплательщик ЮЛ выполняется импорт этого XML-файла в меню Документы - Налоговая отчетность - Загрузить. Загруженный документ можно открыть, корректировать, распечатать.
- Далее здесь же кнопкой "Выгрузить ТК для портала" формируется транспортный контейнер с цифровой подписью - это файл для подачи в ФНС.
- На сайте ФНС нужно зарегистрироваться в Сервисе самостоятельной регистрации налогоплательщиков в системе сдачи налоговой отчетности с использованием цифровой подписи учреждения - инструкция.
- На сайте ФНС в сервисе сдачи отчетности этот файл (транспортный контейнер) нужно загрузить. После загрузки сервис автоматически перейдет на страницу с загруженной отчетностью, где можно посмотреть ее статус - у нового файла будет статус "В ожидании", а когда отчётность будет принята, статус изменится на "Завершено (успешно)".
Кто-то распускает слух, что Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2022 г. №2559 "О мерах по обеспечению..." предписывает все закупки у единственного поставщика делать в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Федерального закона №44-ФЗ "О контрактной системе...". На самом деле там написано, что:
-
б) в отношении контрактов, заключаемых при осуществлении закупок, предусмотренных
подпунктом "а" настоящего пункта:
применяются положения Федерального закона "О контрактной системе...", касающиеся закупок, осуществляемых в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Федерального закона, за исключением положений части 2 статьи 93 Федерального закона;
Главная норма данного Постановления содержится в пункте а):
-
а) заказчики вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд в целях осуществления деятельности
на территориях, на которых введено военное положение, у
единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
Отметим также, что Постановление дает послабление в и оформлении контрактов:
-
указанный контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.
В данном Постановлении только даются разрешения и везде написано "заказчики вправе" и нигде нет "обязаны".
Для перехода на российский учет подготовлены новые версии программ БУРАН 2023.01 и ЗАРЯ 2023.01. Но в бухгалтериях идет завершение прошлого года, новым учетом не занимаются. Тем более, что пока сверху нет ни методических указаний, ни ускоряющего пинка, без которого движение не начнется. Вдобавок нет возможности заключать контракты, так как у ФЛП идет процесс перехода на ИП, а у организаций переход на Федеральное казначейство. А пока текущая работа далается по-старому и потом кое-что придется переделывать, как, например, расчет больничных.
Установление в ДНР дополнительных праздников не оказывает влияния на среднемесячное количество дней 29.3, которое используется в расчете отпускных, так как эта цифра установлена статьей 139 Трудового кодекса и внесена в Кодекс в апреле 2014 года Федеральным закон от 02.04.2014 г. № 55-ФЗ. Понимаем, что логика этой цифры учитывает федеральные праздники.
Минфин России опубликовал разъяснение ПЗ-15/2022 «О ведении бухгалтерского учета на территориях новых субъектов Российской Федерации», в котором говорится:
-
С 1 января 2023 г. все экономические субъекты на территориях новых субъектов Российской Федерации
ведут бухгалтерский учет, в том числе составляют бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2023 г.
в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и нормативными правовыми актами
Российской Федерации по бухгалтерскому учету.
БУРАН
- Перенос остатков на новый план счетов
- Настройка новых схем проводок типовых операций
- Освоение журналов операций вместо мемориально-ордерной системы
- Переход на ИНН, КПП, ОГРН, ОКТМО, ОКПО (он же бывш. ИКЮЛ и ЕГРПОУ)
ЗАРЯ
- Расчет больничных по-новому
- Новая отчетность в налоговую и соцфонд (ФНС и СФР)
- Переход на ИНН и СНИЛС
Расчет отпускных и выплат по среднему теперь выполняется по российскому законодательству. При установке новой версии автоматически создается копия старой программы для того, чтобы можно было в ней кнопкой <Информация> в лицевом счете посмотреть, как раньше выполнялся расчет отпускных. Полезная информация:
- Положение Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы
- Как оплачивается отпуск
- Компенсация при увольнении по срочному трудовому договору до 2 месяцев
- МРОТ как государственная гарантия
В справочнике типов документов добавлен признак <Средние цены>, который можно включать для документов расходования объектов (списание, внутреннее перемещение), если для расходования предполагается использовать не цену справочника, а среднюю цену остатка.
Со следующего 2023 года цены на авторское сопровождение программ БУРАН и ЗАРЯ будут повышены. Они не менялись несколько лет, в то время как в последние годы имел место общий рост цен на товары и особенно на услуги. Для облегчения бюджетникам планирования цены меняю редко, а пользователи, стоящие на сопровождении, об этом предупреждаются индивидуально и заблаговременно.
Добавлена возможность формировать отчеты Дебиторы и кредиторы и Сверка взаиморасчетов не только по субъекту в целом, но и раздельно по договорам.
Доработана команда Прием-передача объектов, добавлена возможность выполнять расчет сразу по многим счетам.
Мемориально-ордерная система бухгалтерского учета система используется давно. Почти в нынешнем виде она была утверждена Приказом Минфина СССР от 27.12.1973г. №323 в виде "Инструкции по бухгалтерскому учету (по двойной системе) в учреждениях и организациях, состоящих на Государственном бюджете СССР". А до этой инструкции действовала аналогичная инструкция, утвержденная Приказом Минфина СССР от 17.09.1960г., которая тоже имела номер №323, но ее текст, а также тексты более ранних аналогичных инструкций не удалось найти на просторах интернета. Но уже в инструкции 1973 года определены, например, привычные нам мемориальные ордера №1 Накопительная ведомость по кассовым операциям, №5 Свод расчетных ведомостей по заработной плате и стипендиям, №6 Накопительная ведомость по расчетам с разными учреждениями и организациями, книга Журнал-главная по форме №308.
Обновленная "Инструкция по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на Государственном бюджете СССР" была утверждена Приказом Минфина СССР от 10.03.1987г. №61. Далее Минфин РФ своим Приказом от 30.12.1999г. №107н утвердил "Инструкцию по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях", а Госказначейство Украины приказом №68 от 27.07.2000г. утвердило "Инструкцию о формах мемориальных ордеров бюджетных учреждений и порядке их составления". Все эти изменения носили косметический характер, а система учета, набор регистров и даже номера основных мемориальных ордеров не изменялись.
С 2005 года В России начала действовать новая "Инструкция по бюджетному учету", утвержденная Приказом Минфина от 26.08.2004 г. №70н, согласно которой вместо мемориально-ордерной системы используются журналы операций и главная книга другого формата. На Украине используется прежняя мемориально-ордерная система по слегка обновленной инструкции, утвержденной Приказом Минфина Украины от 08.09.2017г. №755. В ДНР в бюджетной сфере продолжает использоваться мемориально-ордерная система на основе плана счетов, который действовал на Украине до 2014 года.
В программе БУРАН команда Мемориальные ордера в меню Отчеты позволяет реализовать мемориально-ордерную систему учета путем настройки комплекта мемориальных ордеров. Бухгалтер сам определяет номера, наименования и содержимое ордеров, а книга Журнал-главная формируется из них автоматически. Мемориально-ордерная система в программе БУРАН имеет две важные особенности. Во-первых, она может настраиваться под любой план счетов. Во-вторых, она не зависит от других вариантов отчетности, реализованных в программе. Поэтому в дальнейшем планируется ее сохранить, делая лишь небольшие изменения в оформлении, а в конкретной бухгалтерии можно будет либо полностью настроить мемориально-ордерную систему, либо использовать ее отдельные регистры для практических нужд.
В 2022 году переходим на обновленный комплект программ. БУРАН существенно переработан, добавлены Журналы. В программе ЗАРЯ добавлена мощная команда Ведомость по шаблону, которая позволяет нарисовать расчетно-платежную ведомость для отчета в вышестоящий орган персонально под конкретного пользователя. Опыт разработки первого десятка таких ведомостей показывает, что несмотря на то, что большинство учреждений готовят отчет по унифицированной форме № Т-6, утвержденной Приказом Главстата ДНР от 01.12.2016г. №143, но они все равно между собой отличаются. С Новым Годом!
Выход этой версии планировался на начало 2022 года, но по ходу работ была обнаружена и исправлена неприятная ошибка, которая при определенных условиях может возникать во время ввода документа. Пользователям всех предыдущих версий рекомендуется сделать обновление.
Добавлен российский учет для бюджетных организаций, который включается признаком Бюджетный учет в меню Сервис - Настройки, а также последующей настройкой плана счетов и шаблонов проводок. Практический переход на новый учет пока откладывается.
В меню Отчеты добавлена команда Журналы, выполняющая роль центра формирования отчетов в формате Excel. Формируются следующие формы отчетов: Журнал, Журнал по счету, Журнал многоколоночный, Журнал многокол. по счету, Журнал операций, Главная книга, Главная книга бюджет, Дебиторы, кредиторы, Шахматная ведомость.
Добавлен отчет Ведомость по шаблону, который формирует расчетную ведомость требуемой формы для подачи в вышестоящую организацию на основе шаблона в формате Excel. Шаблон основан на формулах, разработка такого шаблона можеть выполняться под конкретное учреждение.
Доработаны отчеты по инвентаризации, добавлен показ инвентарных номеров в первичных документах. Это последняя версия с 5-значными номерами счетов и старой концепцией бюджетного учета. В следующей версии количество разрядов в плане счетов будет расширено до 8, старый бюджетный учет сохранится, но будет переведен в разряд обычного учета, будет добавлен новый российский бюджетный учет, который можно будет включать в Настройках.
Минфин на своем сайте в одной заметке без даты и без подписи сообщает две новости для бюджетных учреждений:
- Начало нового бухучета переносится на 2023 год. Оно и понятно - до сих пор не сделано никакой подготовки бухгалтеров, не созданы методические материалы по трансформации учета.
- Сам Минфин разрабатывает программу «Бухгалтерский учет. Бюджет». Никакой информации о статусе и порядке распространения этой программы не сообщается, но если эта программа станет обязательной к использованию (как, например, казначейская программа или торговая площадка), то бюджетным пользователям придется отказаться от программы БУРАН, а если в новой программе будет реализован функционал по расчету зарплаты, то и от программы ЗАРЯ. Полагаю, что технически новая программа будет представлять собой конфигурацию программы 1С.
Тем не менее, работа будет идти своим чередом и даже принимается встречный план. Если до этой новости планировалось в начале 2022 года перейти на новую версию программы БУРАН, в которой будет только новый учет, то теперь в ней будет два режима работы по выбору пользователя - старый или новый бюджетный учет.
Приказ Минфина №228 описывает регистры нового бухучета. Летом 2019 года был издан аналогичный Приказ Минфина №106, который так и не был внедрен в бухгалтерскую практику. Старый приказ утверждал 9 регистров бухучета, которые имели код формы от "Регистр-1" до "Регистр-9". Новый приказ утверждает 26 форм первичных документов и 39 форм регистров бухучета, которые почти идентичны российским формам и имеют ту же кодификацию. Например, главная книга имеет код формы не "Регистр-2", а "0504072". Новый приказ является аналогом Приказа Минфина России №52Н. Пока отличие замечено только в использовании аббревиатуры ИКЮЛ вместо ОКПО.
Первая попытка перехода на российский бухучет была начата летом 2019 года, когда были приняты соответствующие нормативные акты, в частности Приказом №105 Минфина утверджден новый план счетов для бюджетников. Потом об этом забыли без объяснения причин. Видимо COVID. Теперь Минфин выдает новые приказы о стандартах бухучета, среди которых есть и новый Единый план счетов - Приказ №173 от 16.08.2021. Причем приказы вступают в силу с 01 января 2022 года. Для практического перехода на новый бухучет еще потребуются нормативные и методические материалы о ведении новых бухгалтерских регистров и о прядке трансформации старого учета в новый.
Впервые программа ЗАРЯ вошла в эксплуатацию в июне 1991 года на Макеевской хлопкопрядильной фабрике с численностью работников до пяти тысяч человек. Фабрика была разделена на три производства, в каждом был свой расчетный отдел с компьютером. Второе внедрение ЗАРИ было в Макеевском центральном универмаге в сентябре 1991 года. В ЦУМе было порядка 700 штатных работников со своим транспортным цехом, что по нынешним меркам тянет на крупное предприятие.
Бюджетный процесс в ДНР и ЛНР приводится к общему знаменателю - в обоих казначействах используется одинаковая Автоматизированная система исполнения бюджета (АСИБ), причем одна и та же версия. Сайт Казначейства ДНР появился недавно и уступает сайту Казначейства ЛНР, но хотя бы есть возможность загрузки программного обеспечения: страница загрузки ДНР, страница загрузки ЛНР.
В этом году программе ЗАРЯ исполняется 30 лет. Здесь история версий программы, а также небольшое описание и информационный ролик первых версий. Программа начала работать в 1991 году с рублями, затем были всякие купоны и гривны, теперь снова рубли. Ура!
В отчетах Материальный отчет, Матотчет развернутый и Инвентаризация добавлена
возможность отбора объектов по фрагменту наименования. Можно вводить
и несколько фрагментов через пробел. Например, найдем все вилки и ложки:
Забавно, что почти все пользователи, которых знакомил с новой версией, утверждают, что эта графа там была и раньше. Такое бывает нередко и обычно меня раздражает, но, с другой стороны, это индикатор того, что доработка правильная - она не диссонирует и воспринимается естественно, как должное.
Новая версия теперь доступна всем пользователям, а предварительная публикация информации о ней до выкладывания на сайте использовалась автором для работы с пользователями, стоящими на сопровождении. Очередная эпидемия ОРВИ стала поводом для развертывания такого катаклизма, что на этом фоне о новом учете даже неловко упоминать. Под этот шумок сделано радикальное упрощение команды Бюджетный учет, на которое автор много лет не решался, а в нынешних условиях это проходит незаметно, приходится показывать картинки со старыми и новыми формами.
В заметке 2015 года Исчезают файлы на флешке описан компьютерный вирус, который скрывает файлы на флешке. В поле зрения попал другой вирус (штамм), который ведет себя с флешкой аналогичным образом, но имеет иное имя, размер и прочие отличия. Описанный в заметке файл для восстановления флешек USB_virus_repair.bat доработан для охвата обоих вирусов и им аналогичных. Обращаю внимание, что этот командный файл лечит флешку, но не компьютер.
Обнаруженный вирус является модульным, он состоит из трех вирусов, которые антивирусная программа DrWeb классифицирует следующим образом: BackDoor.IRC.NgrBot.42, VBS.Dropper.128, Win32.HLLW.Lime.1512. Порча флешек не является целью вируса, флешки являются лишь способом его распространения. Целью вируса является заражение компьютера. Затем вирус связывается по интернету с конкретными серверами (зафиксировано пять адресов, все рабочие) для получения команд и передачи данных. Данный вирус обычно не уничтожает информацию на компьютере, а делает его участником обширной bot-сети, которой управляют злоумышленники, может мешать работе с интернетом, перенаправляя пользователя на фишинговые или рекламные сайты. Вирус в компьютере заражает существующие файлы EXE и DLL, создает новые вирусные файлы EXE и HTM. Обнаруживается большинством антивирусных программ. В случае заражения требуется полное сканирование всех файлов в компьютере.
Первый квартал завершается и похоже, что текущие финансово-экономические и организационные проблемы, усиленные антивирусной суетой, отодвигают освоение нового бухучета на неопределенный срок. Поэтому сейчас часть бюджетной системы (финансирование) работает по-новому, а другая часть (внутренний бухучет учреждений) остается старой. Эти две части между собой имеют пересечение в районе КОСГУ, поэтому в программе БУРАН ведется доработка команды Бюджетный учет в этом направлении.
В практике бюджетного финансирования по-прежнему используется КЭКР.
Во многом это обусловлено тем, что перечень КОСГУ, утвержденный
Приказом Минфина №97,
не покрывает имеющиеся потребности. Например, имеем КОСГУ 330,
который объединяет все закупки материальных ценностей, а на практике
требуется отдельно выделять медикаменты, продукты питания и т.п.
Вот и привлекают за уши привычный КЭКР вместо того, чтобы в свой же приказ
добавить необходимые подстатьи КОГСУ, как это
делают люди:
Статья 340 КОСГУ
Согласно новых изменений, увеличение стоимости материальных запасов относится на подстатьи:
341 – лекарственные препараты и используемые в медицинских целях МЗ;
342 – продукты питания;
343 – ГСМ;
344 – строительные материалы;
345 – мягкий инвентарь;
346 – прочие оборотные запасы (материалы);
347 – МЗ для целей капвложений;
349 – прочие материальные запасы однократного применения.
Продолжаем выпуск версий старого БУРАНа. В него взят из нового БУРАНа признак Забалансовый. Сделаны доработки для поддержки КОСГУ. В сметах вместо КЭКР можно указывать КОСГУ, например: 211, 223, 330. Ситуация нелепая, но к этому нас принуждают финансовые органы.
Многие пользователи хотят детализировать некоторые КОСГУ. Например, если нужно конкретизировать КОСГУ 223, то можно задействать четвертый разряд и вводить в смету несколько строк:
-
2230 Коммунальные услуги (всего)
2231 Теплосеть
2232 Водоканал
...
На носу День Советской армии, а о новом бухучете никто и не заикается. Казначейство даже фактически продолжает полуподпольно использовать КЭКР в своей работе, так как по-другому не понимает. Если до 8 марта ничего не изменится, то окажется, что новая бюджетная система уже и так функционирует, а переход на новый бухучет отложится до следующего года. Тем более, что для этого перехода нужно подготовить кадры, разъяснения, провести семинары.
В связи с этим планируется пока отложить в сторону новый БУРАН и выпустить доработанную версию старого БУРАНа, в котором будут учтены проблемы последних месяцев.
Летом 2019 Минфином были изданы приказы о новом бухучете и по логике этого учета он должен начаться с января 2020 года, но пока ничего не происходит. Для начала нового учета не хватает следующего:
- Нет внятной команды министерства.
- В новом плане счетов для бюджетников, утвержденном Приказом №105 Минфина, отсутствует раздел 1 Нефинансовые активы, то есть нет счетов для учета материальных ценностей любого рода.
- Нужны методические рекомендации для трансформации старго плана счетов в новый, таблица соответствия старых и новых счетов, рекомендации по переносу остатков.
- Нужны методические рекомендации по применению нового плана счетов, типовые проводки оприходования, списания, оплаты контрагентам, выплаты зарплаты и проч.
Пока продолжаем работать в старом БУРАНе. Ввиду отсутствия КЭКР можно в сметах на 2020 год указывать КОСГУ.
Письмо Минтруда от 13.12.2019г. устанавливает нормы рабочего времени на следующий год. Эту информацию следует использовать в январе 2020 года в программе ЗАРЯ в меню Справочники - Нормы времени. А количество праздничных дней по месяцам вводится в меню Сервис - Настройки.
О языкознании. В письме имеется фраза:
-
При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной переносится на следующий после праздничного рабочего дня.
-
...выходной переносится на следующий после праздничного рабочий день.
-
...выходной переносится на следующий рабочий день после праздничного.
-
...выходной переносится на рабочий день, который следует после праздничного.
В Приказе Минфина №184 уточняется заполнение платежных поручений с нового года. С ним еще нужно разбираться, но уже виден забавный момент - в тексте приказа встречается аббревиатура КОАТУУ, но ее расшифровка дается не полностью, без последней буквы "У". И это правильно. Особенности переходного периода. Потом будет ОКТМО.
А вот и подтверждение анекдота про кредиторку из предыдущего сообщения - в новом Приказе Минфина №180 пишут следующее:
-
9.1.1.В случае уменьшения бюджетных ассигнований главные распорядители принимают
обязательство о недопущении образования кредиторской задолженности путем указания
в Справке об изменении росписи расходов и лимитов бюджетных
обязательств (приложение 8) следующей формулировки: «Гарантирую, что на
уменьшаемые бюджетные ассигнования не были приняты бюджетные обязательства и
(или) уменьшение данных ассигнований не приведет к неисполнению обязательств в
рамках заключенных государственных контрактов, договоров и в том числе к
образованию кредиторской задолженности (в случае уменьшения бюджетных
ассигнований).»
Начавшаяся выплата бюджетными учреждениями многомесячной кредиторской задолженности вызвала затор в банке, так как эти платежи по-прежнему делаются старинным способом при помощи бумажных платежных поручений. То есть для наведения порядка и организации нового электронного бюджетного процесса требуется закрыть старую задолженность и решить вопрос со спецсчетом. А пока что смешались в кучу кони, люди, кэкры, косгу, бумажные и электронные платежи. Говорят, что на семинарах бухгалтера спрашивали у приезжих столичных консультантов как управляться с накопившейся кредиторкой, а те не понимали о чем речь. Надеемся, что и в нашей провинции когда-то кредиторка станет исключением из правил.
Небольшие изменения рассматривать нет смысла, поэтому здесь упомяну лишь изменение в первичном документе, так как с ним бухгалтер имеет дело постоянно. Иногда пользователь говорил о том, что документ имеет одну дату, а провести его по учету нужно другой датой. Но для учета важна была только дата проводки, а дата документа в отчетности не отражалась. В новом учете важным регистром является Журнал по прочим операциям, в котором отдельно упоминается дата и содержание бухгалтерской операции и отдельно дата, номер и наименование документа, который является основанием для операции. Поэтому теперь эти параметры можно указывать при вводе документа.
Основные изменения в БУРАНе сделаны, следующий этап доработок будет в процессе перехода на новый учет.
В новом учете в бюджетных проводках счета выглядят примерно так:
-
Дт 00000000000000130.1.10634.330
Кт 00000000000000130.1.30404.440
-
КБК - код бюджетной классификации, 17 символов
КФО - код финансового обеспечения, 1 символ
Счет - счет по единому плану счетов, 5 символов
КОСГУ - код операции сектора госуправления, 3 символа.
Роль огромного КБК, пока не очень понятна, вероятно она состоит в привязке, пристыковке бухгалтерии учреждения к общему бюджетному процессу казначейства. Во всяком случае во всех бухгалтерских статьях и методических материалах этот компонент не учитывается, как например здесь.
КОСГУ нельзя рассматривать как обычное аналитическое дополнение счета, так как на нем не формируется сальдо или остаток. Например, приход объекта может делаться на счет КБК.1.10634.330, а расходование этого же объекта делается со счета КБК.1.10634.440, так как КОСГУ 330 показывает увеличение материальных запасов, а 440 - уменьшение. Поэтому остаток объектов формируется на счете КБК.1.10634 без КОСГУ, а КОСГУ показывает только обороты по операциям. Это свойство отличает КОСГУ и от КЭКР, так как на КЭКР выполняется приход и расход, на нем есть остаток. То есть набор КЭКР выполнял роль самостоятельного бюджетного плана счетов с той лишь особенностью, что в операциях с КЭКР использовалась не традиционная для бухгалтерии двойная запись дебет-кредит, а односторонняя запись КЭКР с указанием операции с ним.
И вот в БУРАНе уже были созданы новые документы и проводки, в которых бюджетный счет
состоял их четырех отдельных компонентов: КБК.КФО.Счет.КОСГУ.
Но затем работа над оборотной ведомостью и другими отчетами
столкнулась с неприятными трудностями и побочными эффектами.
После этого было принято решение все переделать, слегка
изменив концепцию - КФО не является отдельным компонентом, а включается
в план счетов. То есть в плане счетов вместо одного счета 10634
вводятся счета 1.10634 и 2.10634. Для этого в плане счетов
увеличен размер графы под номер счета с 5 символов до 8.
Бюджетный номер счета можно записать в формате 1.10634 или 1.106.34.
Обычный не бюджетный учет тоже сохраняется и улучшается.
Выложен подправленный вариант версии 2019.09. Вероятно, это последняя версия со старым учетом. После месяца ознакомления с основами нового учета и предварительного проектирования начата переработка программы БУРАН. Остается возможность работы как с бюджетными учреждениями, так и с обычными предприятиями. Пока сделаны только первые шаги, связанные со схемой проводок. В обычном режиме в проводке пользователь по прежнему указывает Cчет по плану счетов, а в режиме бюджетного учета помимо Счета указываются КБК, КФО, КОСГУ.
При внедрении БУРАНа в локальной сети на несколько пользователей, я их ориентировал на то, что должен выделиться один главный пользователь, который будет управлять эксплуатацией программы - настраивать план счетов, типы документов, схемы проводок. Но практика показывает, что обычно это лишь благие намерения и слаженная работа коллектива бывает редко - каждый сам по себе. Поэтому в дальнейшем планируется изменить организацию сетевой работы, разбивая документы на группы не по бухгалтерскому смыслу (приход, перемещение, списание), а по наличным бухгалтерам и их функциям, то есть желательно каждому бухгалтеру свою отдельную группу или группы документов. При этом количество типов документов увеличится (у каждого будет свой приход и свое списание), но эксплуатировать систему будет проще, главбуху будет нагляднее хозяйство каждого подчиненного.
Когда в жизнь входили персональные компьютеры, то всем обещались две радужные перспективы - уменьшение численности работников и безбумажные технологии. Все оказалось брехней. Работников не уменьшилось, а прибавилось - появилась куча дармоедов в виде программистов, электроников, интернетчиков, консультантов, ремонтников, заправщиков, производителей и продавцов компьютерного хлама. Ну, это, может быть и плюс, ведь надо же чем-то население занять.
Наверное, какой-то плюс надо искать и в том, что бумаги теперь изводится
на порядки больше, чем в докомпьютерную эпоху.
Во всяком случае, теперь очевидно, что и этот результат вполне естественен, ведь принтер
печатает быстрее, чем способен писать человек. Найти плюсы можно, например,
в том, что компьютер может писать мееееелким шрифтом -
вот и имеем экономию. Убедительные примеры можем видеть
здесь,
а первая же
таблица
на бумаге выглядит примерно так.
Такая возможность уплотнения информации хорошо реализована в программе Excel, в которой можно легко задать масштаб распечатки отчета. Это еще одно преимущество отчетов в формате Excel над обычными отчетами, которое тоже побуждает к тому, чтобы отчеты программы БУРАН создавались в формате XLSX. А то продумываешь шрифты, размеры, колонки, выразительность, читабельность, умещабельность, а народ не заморачивается. :)
Начинается освоение казначейской системы Бюджет-СМАРТ, разработчик Кейсистемс. Один из бухгалтеров, побывавший на семинаре и получивший там флешку с цифровой подписью, бодро рассказывает, что достаточно вставить флешку в компьютер с интернетом и все само заработает. Реальность несколько иная - распечатанная с флешки инструкция только по установке программного обеспечения занимает 22 страницы.
Эта система используется во многих регионах и обещает быть вполне толковой. На электронные рельсы должны перейти не только платежки, но и весь документооборот, включая регистрацию договоров и прочее, сокращая до минимума поездки в казначейство.
Бюджет-СМАРТ плохо относится к устаревшим слабым компьютерам, не поддерживается Windows XP. Ситуация отчасти напоминает времена внедрения БЕСТ-ЗВИТ, который не поддерживал компьютеры с Windows 98, а требовались более мощные с Windows XP, к тому же с интернетом.
Программе БУРАН в этом году исполнилось 20 лет. До БУРАНа использовались программы для DOS - BARS, ПУМА, АТОС. В связи с юбилеем делается праздничная ревизия программы, уборка накопившегося шлака, упорядочение и доработка функционала с учетом опыта эксплуатации. Эти изменения появятся в следующей версии.
Первые дни поверхностного знакомства с новым учетом позволяют сделать вывод, что потребуется капитальная переработка программы БУРАН. Задача непростая и проблема не только в трудоемкости, но и в неопределенности этой задачи. Главная проблема в недостатке информации о новой отчетности, а ведь именно отчетность определяет, каким образом следует организовать ввод и обработку данных. Приказ Минфина №106 описывает формы журналов операций и новой главной книги, которые приходят на смену мемориально-ордерной системе. Но пустой бланк не дает достаточной информации о том, как его нужно заполнять, а имеющиеся в приказе методические указания очень слабы. И когда там видишь нелепую фразу "Главная книга ведется субъектом учета ежедневно", то оптимизма это не прибавляет.
Предварительно можно сказать, что в БУРАНе будут пересмотрены, упорядочены и упрощены существующие функции и отчеты. Будут удалены какие-то функции и возможности, которые были практически не задействованы в последнее десятилетие. Будут доработаны типы документов и шаблоны проводок. Новые отчеты будут, по-видимому, формироваться только в формате Excel. В то же время общая структура и логика работы программы останется прежней.
В старом учете в проводках указывается счет из плана счетов, например:
- Дт 2332 -- Кт 6751
- Дт 2.10521.330 -- Кт 2.30234.730
В счете проводки три компонента:
- 1 знак - КФО, код вида финансового обеспечения (деятельности). В старом учете разделение бюджета и спецсчета решается путем творческого добавления различных субсчетов в план счетов. В новом учете для этого используется КФО: 1-бюджет, 2-собственные доходы (спецсчет).
- 5 знаков - Счет из плана счетов. Единый план счетов утвержден государством и бухгалтер не имеет права сочинять свои субсчета.
- 3 знака - КОСГУ, бюджетная классификация расходов.
Вообще-то полный счет состоит не из 9, а из 26 разрядов - впереди добавляется еще 17 разрядов аналитического кода по бюджетной классификации, но его применение пока неясно.
Такой подход обеспечивает одинаковый унифицированный учет во всех учреждениях, а также дает некоторое объединение бухгалтерского и бюджетного учета.
Бухгалтерский учет Украины и России был построен на советском плане счетов. Номера счетов были двузначными, а через дробь мог добавляться субсчет одной или двумя цифрами. Бухгалтера со стажем могут помнить, что 01 - основные средства, 50 - касса, 51 - расчетный счет. Такой план счетов используется в России и сейчас для предприятий.
С 2000 года на Украине появился новый план счетов, в котором вместо привычных понятий счет-субсчет вводятся термины класс, счет первого порядка, счет второго порядка или субсчет и проч. Вроде бы отличия не принципиальные, но пользоваться не так удобно, так как даже спустя 20 лет работы не знаешь как в разговоре лучше произнести счет вроде 2334. Ведь видим, что ясно написано "две тысячи триста тридцать четыре", но так говорить никому не приходит в голову. Удобнее просится сказать по аналогии со старым планом счетов "двадцать три тридцать четыре". Но по бухгалтерскому содержанию точнее будет "двести тридцать три четыре", так как имеем дело со счетом 233, хотя по инструкции 233 это уже не счет, а субсчет.
Учет усложняется в бюджетных учреждениях. На Украине и пока у нас в ДНР бюджетный учет построен на основе четырехзначных КЭКР - кодов экономической классификации расходов. Например 2273 - оплата электроэнергии. Тут нет разногласий с произношением - все однозначно говорят "двадцать два семьдесят три", получается бессмысленно, зато удобно. Учет по КЭКР достаточно простой и понятный, но имеет особенность - он никак не связан с бухучетом по плану счетов. То есть внутренний бухучет на мемориальных ордерах и главной книге никак не связан с бюджетным учетом по КЭКР для казначейства - это два параллельных учета. Учреждение может иметь полную разруху в бухучете, но успешно сдавать отчеты в казначейство.
В России учет в бюджетных учреждениях отличается от украинского. Он более развит и более сложен, что обусловлено, по-видимому, двумя основными причинами. Во-первых, более сложное государственное федеративное устройство со множеством субъектов разного уровня, что само по себе усложняет систему финансирования. Во-вторых, предпринята попытка для бюджетных учреждений объединить бухгалтерский и казначейский учет. Поэтому план счетов бюджетного учреждения не такой, как на предприятиях. Счета в плане счетов пятизначные (три цифры счет, плюс две цифры вроде субсчёта), строго определенные, вполне внятные. Свои субсчета сочинять нельзя, что уже непривычно. Но это только начало пути, так как в проводках обычно фигурируют девятизначные счета, а полное написание бюджетного счета имеет 26 разрядов. Как это произносить пока непонятно, будем разбираться.
Прошла первая неделя банковской реформы, можно сделать некоторые выводы. Отмечаем плохую информационную подготовку - встречались клиенты даже из числа главных бухгалтеров, которые в начале сентября говорили, что это еще неизвестно когда будет, и которые не видели хотя бы новую форму платежного поручения.
К плохой подготовке следует отнести и ажиотаж, поднятый казначейством с оформлением допсоглашений к договорам и перерегистрацией обязательств в связи изменением банковских реквизитов. Вместо этого ЦРБ или Главе следовало элементарно издать указ, разрешающий до конца года равнозначно использовать старые и новые реквизиты в любых хозяйственных или юридических документах.
В дальнейшем последуют гораздо более масштабные изменения, связанные с переходом на российскую систему учета. Дело это непростое, поэтому будем знакомиться с вопросом. Автор будет этим заниматься с целью разработки новых версий программ, и по ходу дела планируется здесь публиковать какие-то мысли или найденную информацию. Пользователи могут писать автору отзывы или присылать материалы.
С 2020 года действует обновленный прайс-лист программ БУРАН и ЗАРЯ. Предыдущий прайс без изменений действовал с 2016 года. В новом прайс-листе увеличена только стоимость авторского сопровождения, а стоимость остальных услуг (приобретение, внедрение, общесистемное сопровождение) остается без изменений.
В июне писалось: "...с января 2020 года. Зарплаты вырастут на 35%, то есть общее повышение в сравнении с текущим моментом составит 70%". При ближайшем рассмотрении оказалось, что с января зарплаты вырастут на 26%, тогда действительно с учетом 35% роста в июле общая прибавка составит 70%.
В платежных поручениях в сумме прописью следует писать не "российский рубль", а просто "рубль". Для этого в программе БУРАН в меню Сервис - Денежная единица нужно выбрать "Рубль".
Начинается переход ДНР из украинской банковской системы в российскую. В старой системе еще сохранялась советская система МФО и слегка упрощенный советский бланк платежного поручения. По сути внутри ЦРБ закрывается старый банк и открывается новый. Кто-то, видимо из местных, обозвал новые счета аналоговыми, но смысл этого термина выяснить не удалось.