Программы БУРАН ЗАРЯ Заметки Регистрация Помощь онлайн
04.04.2016

Концепция программы БУРАН

Когда бухгалтер работает, например, с программой Excel, то он видит в электронной таблице сразу весь учет наглядно: прямо здесь происходит ввод данных, тут же выполняются необходимые расчеты по формулам, и эта же таблица является собственно результирующим отчетом. А в бухгалтерской программе пользователь, вводя приходную накладную, видит только накладную, поэтому не сразу понимает, как из нее потом получится материальный отчет или кредиторская задолженность. Восприятие принципов работы бухгалтерской программы является трудностью при ее освоении, так как на экране не показывается одновременно вся картина учета.

Проводки

Основой учета в программе БУРАН являются бухгалтерские проводки, которые создается в первичном документе. Повседневная работа бухгалтера и состоит в том, что он вводит в программу различные документы. Обычно это происходит в меню Документы - Документы по группам. Например, вводится приходная накладная.

В процессе ввода документа в нем автоматически создаются проводки, которые заранее описаны схемой проводок в меню Справочники - Типы документов. Данная накладная вводилась на основе такого типа документа.

Кнопка <Объекты / Проводки> в накладной позволяет увидеть созданные проводки.

Проводка состоит из семи полей:

  • Дата - дата проводки совпадает с датой документа.
  • Дт - счет по дебету.
  • Кт - счет по кредиту.
  • Кому - субъект при дебетовом счете.
  • От кого - субъект при кредитовом счете.
  • Объект - некоторый объект учета, который передается с кредитового счета на дебетовый.
  • Сумма - денежная сумма проводки.
Обязательными полями являются Дата, Дт, Кт и Сумма. А необходимость в заполнении остальных полей зависит от содержания проводки, от типов счетов, участвующих в проводке. Тип каждого счета (простой, субъектный или объектный) задается в меню Справочники - План счетов. При субъектном счете следует указывать соответствующий субъект Кому или От кого. А если в проводке участвует объектный счет, то нужно заполнить и поле Объект. Если в конкретной проводке не все требуемые поля заполнены, то она показывается красным цветом.

В нашем примере счет 234 - объектный (учет материалов), 675 - субъектный (поставщики), 802 - простой (списание затрат). Убеждаемся, что все проводки получаются правильные, какие нам нужно.

Отчеты

Отчеты формируются прямо из имеющихся проводок. Раз проводки есть, то значит уже можем получать любые отчеты. Все отчеты можно условно разделить на следующие группы.

В синтетических отчетах из всей проводки используются только счета и сумма. Например, в Оборотной ведомости просто суммируются все проводки в разрезе счетов. В каком бы первичном документе не находилась проводка, она все равно попадет в этот отчет. Разумеется, при этом учитывается дата проводки и выбранный отчетный период.

В следующей группе отчетов задействуются не только счета, но и субъекты Кому и От кого. Имеются в виду отчеты по субъектным счетам: поставщики, потребители, подотчетные лица. Например, если формируем отчет Дебиторы и кредиторы по счету 675, то программа соберет все проводки по этому счету из всех введенных документов, в какой бы группе они не находились, и просуммирует их в разрезе субъектов.

А в группе материальных отчетов в расчет берутся только те проводки, в которых указан Объект. При этом отчет строится по указанному бухгалтером объектному счету (счетам), а субъекты в таких проводках являются материально-ответственными лицами.

Важно понять, что все эти отчеты строятся просто из проводок без учета назначения, содержания, расположения первичных документов, в которых находятся проводки. Если мы поняли этот нехитрый принцип формирования отчетов напрямую из проводок, то значит мы поняли основную концепцию программы.

Таким образом, складывается вполне обозримая общая схема работы программы: вводятся документы, в документах имеются проводки, из проводок формируются отчеты. В дополнение к этому основному учетному механизму в программе имеются функции, которые не связаны с проводками, о них речь далее.

Основные средства

Инвентарные карточки основных средств существуют отдельно от первичных документов и от проводок. Конечно, приходуются или списываются ОС обычным способом через документы и проводки, но расчет износа выполняется в инвентарных карточках.

Инвентарная карточка не имеет связь с документами, поэтому в ней прописывается дата поступления и дата выбытия независимо от операций в первичных документах.

В результате начисления износа формируется соответствующая ведомость, но проводка автоматически не формируется. Нужную проводку бухгалтер делает в первичных документах обычным способом.

Инвентарная карточка соответствует одному объекту. Даже если в бухучете приходится учитывать этот объект, как некоторое количество однотипных составляющих (например, 35 деревьев), то в инвентарной карточке в графе Цена указывается балансовая стоимость всего объекта (всех деревьев вместе взятых), и износ начисляется на всю совокупность. А некоторые параметры (количество деревьев, площадь объекта) можно записывать в графу Краткая характеристика.

Таким образом, инвентарные карточки основных средств существуют сами по себе, они не увязаны с основным бухгалтерским учетом. Некоторые этим пользуются - не ведут в БУРАНе никакого бухучета, а вводят лишь карточки ОС, начисляют износ, печатают списки ОС и отчеты о начислении износа.

Итого

Концепция создания программы имеет различные стороны, многие из которых скрыты от бухгалтера: средства программирования, формат и структура базы данных, алгоритмы обработки, средства формирования отчетов, принципы многопользовательской работы, методы разграничения доступа, информационная бизнес-модель, пользовательский интерфейс и др. Техническая сторона бухгалтера мало волнует, а о пользовательском интерфейсе не нужно и рассказывать - его просто видно. Данная заметка посвящена некоторой общей информационной модели.

Попробуем резюмировать основные моменты:

  • Бухгалтер вводит первичные документы.
  • В этих документах появляются проводки.
  • На основе проводок формируются все основные отчеты, а также мемориально-ордерная система.
  • Инвентарные карточки основных средств и начисление износа не зависят от документов и проводок.

Этот короткий перечень мало говорит о том, как все это выглядит в реализации - программу все равно нужно осваивать в конкретных подробностях. Но усвоение этих простых принципов вносит ясность и упрощает понимание работы программы.